UA-99596199-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 



 

 

 

 

 

 

8 июня на территории бывшей локаторной станции с. Михайловка Бугурусланского района прошел 30-й, юбилейный праздник татарской культуры "Сабантуй - 2019". На большой поляне расположились национальные подворья, сцена для выступления творческих коллективов, торговые ряды, площадки для конкурсов, выставки из фондов краеведческого музея, центральной городской библиотеки. Участников праздника приветствовали:  первый заместитель главы администрации города И.И. Кабанов, председатель городского совета депутатов В. Квашнев, член оргкомитета от татарского общественного центра "Туган тел", депутат городского Совета депутатов М. Янбулаев и другие. Официальная часть мероприятия чередовалась концертными номерами артистов республики Татарстан и творческих коллективов Бугуруслана и Бугурусланского района. На отдельных площадках были организованы различные конкурсы и традиционные соревнования - скачки и борьба «кореш».

Для гостей праздника сотрудниками музея была подготовлена и развернута выставка «Что за дивная посуда?». Расписные деревянные ложки, пиалы, половники, чаши, вазы, самовары, привлекали взор яркой золотистой росписью, напоминающие изделия всемирно известной хохломы. Но это не хохломская работа.

Такие красивые изделия в стиле хохломы выпускались на бугурусланском заводе «Радиатор». В 1972 г. на волне выпуска товаров народного потребления руководством завода «Радиатор» (тогда он назывался «Автотракторозапчасть»)  в лице директора Александрова Анатолия Петровича был создан небольшой цех по выпуску сувенирной продукции. Из г. Семенова (родиной хохломы считается Ковернинский район в Нижегородской области. Современный центр этого промысла - город Семёнов Нижегородской области) пригласили мастеров – братьев  Ивановых, специалистов по ложкарному делу, и художницу Н.А. Сироткину.

Потом непростое искусство росписи под хохлому освоили местные художники. Сувенирный цех входил в подразделение ремонтно-строительного цеха, общее руководство с 1975 по 2012 год осуществлял начальник РСЦ Мильбергер Константин Константинович. Первым мастером сувенирного цеха стал Власов Степан Семенович, участник Великой Отечественной войны, орденоносец, работающий на заводе с 1951 г. и удостоенный звания «Ветеран завода», он часто организовывал выезды художниц на пленэр. В сувенирном цехе работали замечательные мастерицы: Пичкурова Лидия Михайловна, Смирнова Галина Михайловна, Осинчук Любовь Алексеевна, Комарова Валентина Владимировна, Голубева Анна Васильевна, Афанасьева Татьяна, Кувшинова Вера Георгиевна, Пинетова Антонина Петровна, токарь Даянов Якфар Ахеевич, столяры Васин, Сазонов, Иванов Михаил Федорович и другие.

Простые по форме ложки, розетки, вазы, чаши радуют глаз богатым узором! Каждое изделие расписано своим неповторимым узором, ведь расписывают их не по образцу, каждый мастер создает свой, каждый раз новый, узор, передает настроение.

Процесс изготовления деревянной посуды совсем не прост, веками отработанная технология и есть тот вол­шебный процесс, который обычное белое дерево превращает в бле­стящее золотом изделие. Древесина для посуды используется только твердых пород, при этом предпочтение отдается липе, как наиболее пластичному и отзывчивому материалу (но использовали и осину), она проходит этап естественной сушки на открытом воздухе в течении одного года, потом из нее бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем вручную или на токарном станке заготовкам придают нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ложки, чаши, вазы. Белую посуду («белье») около месяца выдерживали при комнатной температуре для про­сушки и готовили изделие к росписи (шкурили, грунтовали, олифили, сушили в печи до образования  масляно-лаковой плёнки золотистого цвета).

В хохломской росписи выделяют роспись «верховую», когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль – основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и «под фон».

В росписи бугурусланской посуды художники использовали роспись «под фон» и растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, цветочки. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Поэтому даже серийные изделия не похожи друг на друга. Каждое имеет свою изюминку. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка». Ее обычно пишут красным или черным цветом, и она является обязательным элементом хохломской росписи. Присутствуют расписанные в этом стиле изделия и на нашей выставке. Самые замысловатые узоры называются «кудрины» листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне. Они всегда пишутся золотом и похожи на перья Жар-Птицы. Цветы и плоды на Руси считались символом добра и благополучия, поэтому их так много в хохломе.

С годами пришло мастерство. Престиж бугурусланских мастеров возрос, когда в 1980 г. им было предоставлено право изготовить большую партию сувенирных изделий с олимпийской символикой, бугурусланский сувенир пользовался спросом на выставке на ВДНХ в Москве. Расширился ассортимент выпускаемых изделий – выпускалось более двадцати наименований. Большую партию изделий поставляли как госзаказ, а также по частным заявкам. Разрабатывались нормы выработки сувенирной продукции: для ложкорезов – 1000 ложек в месяц, художницам нужно было расписать 400 ложек или 30 розеток в месяц.

Однако сейчас в Бугуруслане не сохранилось производство изделий народного промысла под хохлому.  Хотя спрос на русские сувениры есть всегда. В 1998 году цех был закрыт, штат расформирован, остались только мастер цеха Гребенюков Петр Григорьевич и художницы Осинчук Любовь Алексеевна и Комарова Валентина Владимировна, которые работали практически до 2010 г.

Выставка вызвала интерес и у старшего поколения, и у детей.

 

 

Н.И. Демакина,

главный хранитель

МБУ «Бугурусланский краеведческий музей»